вторник, 2 июня 2015 г.

"Над пропастью во ржи" Джэром Сэлинджер

О книге "Над пропастью во ржи" Джерома Сэлинджера я слышала много, часто встречала в разных списках лучших книг и книг для подростков, где описывалась очень тёплыми, но общими словами. И всё никак не могла собраться прочитать её, тем более, что она у меня ассоциировалась с большим объёмом и летней атмосферой. А когда бесконечный юмор и сарказм Плоского мира мне поднадоел, я вытащила из стопки книг к прочтению Сэлинджера, открыла и поняла, что большую часть этой толстенной книги занимают рассказы и повести, а не нужный мне роман. Махнув рукой на все планы, в перерывах между подготовкой к экзаменам я погрузилась в неповторимую и необычную историю о подростках, с которой можно сравнивать "Дом, в котором...".

Чего я ожидала? Яркой и красивой с добавлением бунтарского настроения истории о подростках, напоминающей "Вино из одуванчиков" Рэя Бредбери. Но что я в действительности прочитала? Удивительную и обыкновенную историю паренька Холдена Колфилда, который с любовью говорит о сестрёнке, с отвращением описывает соседей в общежитии, курит, как взрослый, и верит в девушку, которую слишком хорошо знает, чтобы размышлять о любви.

Холден противится воспитанию в известных и качественных школах, ведь всё пропитано фарсом, подлостью. Он боится за своих родителей, но отступиться от надуманного его может заставить только сестра. Он обычный неидеальный человек, способный видеть что-то хорошее или жалеть выводящих его из себя людей. Наверное, сегодня плохая успеваемость часто становится признаком, что человек не такой хороший, как того хотелось бы. Такое действительно встречается, но Холден не из таких. Он славный малый!
Повествование ведётся от первого лица, от лица Холдена. Он рассказывает одну историю, отрывок из жизни, постоянно отвлекаясь на другие воспоминания, так мы можем ещё глубже заглянуть в его душу. И именно это мне понравилось! Читая "Над пропастью во ржи", я так глубоко вникаю в мысли героя, что не остаётся никакой однозначности. Я могу соглашаться с его мыслями, но качать головой, сожалея о его поступках, думать, почему он идёт наперекор себе или почему он считает именно так. Автор показал настоящего многогранного парня, который не может всем нравиться или не нравиться. Он показал глупеньких девочек и мудрых маленьких женщин, подлых и просто несообразительных юношей, мужчин и рассудительных, но странных взрослых.

Я не могу сказать, что я в полном восторге, потому что эта книга из тех, при прочтении которых споришь не из-за законов психологии или физики, а с самими героями, как с настоящими. Встретить такую книгу получается редко, и этой встрече я очень рада.
Чему учит эта книга? Каждого разного. Возможно, ценить мелочи и близких, быть верным себе, принимать недостатки других, быть мудрым и милосердным или чему-то сокровенному, что поймёте только вы. Но прочитать эту книгу действительно стоит!
 
И да простят меня, но я не могу не поделиться напоследок одной удивительной цитатой, которая показывает хорошую сторону Холдена Колфилда.
 
Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном
поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом— ни души, ни одного взрослого, кроме меня.
А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело— ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

 

4 комментария:

  1. Тоже читала "Над пропастью во ржи", но очень давно... И да, я полностью с тобой согласна - для каждого книга Сэлинджера примет свой смысл. Это и цепляет. Очень редко такие книги попадают в руки... Но, с другой стороны, это приятно. Не привыкаешь к новым знакомствам с интересными героями, каждый раз такое знакомство становится открытием и сюрпризом.
    Интересная статья, потрясающая книга и недаром потраченное время)
    Заходи ко мне в гости, буду рада дружить)

    www.blotterlife.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, действительно, частые сюрпризы перестают быть сюрпризами, начинаешь принимать это, как что-то обыкновенное.
      Спасибо! Обязательно зайду

      Удалить
  2. Два раза читала, перечитывала, чтобы понять, но все так же далека от понимания. Если в родной стране эта книга стала классикой, значит в ней поднята какая-то проблема, причем актуальная во все времена. Но спасибо тебе, ты открыла для меня некоторые мелочи, до которых я сама что-то никак не дойду. И правда, эту книгу хочется перечитать еще. А потом еще и еще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, эта книга странная, затягивает, но понять непросто. Да и народы, и время разные, и эту актуальную проблему нам будет сложно найти и понять. Возможно, она лежит где-то на поверхности, но мы её не видим.

      Удалить