вторник, 17 февраля 2015 г.

Литературный марафон и "Дом, в котором..."

Многие знают, что 2015 год в России - год литературы. И будет логично посвятить его интенсивному чтению книг уже полюбившихся и ещё незнакомых писателей. И шанс действительно выполнить это даёт "Литературный марафон". Его правила просты: прочитать 23 книги  из списка за год и написать к ним по хотя бы небольшому отзыву. Эта идея очень понравилась мне, поэтому в течение года я буду делиться впечатлениями от прочитанного.
Вот такой список книг предлагается прочитать:
1. Книга, в которой более 500 страниц.
2. Произведение русской классической литературы.
3. Книга, по которой сняли кино.
4. Книга, вышедшая в 2010-х годах.
5. Книга, в названии которой есть число.
6. Книга, персонажи которой не являются людьми.
7. Книга, название которой состоит из одного слова.
8. Сборник рассказов.
9. Книга жанра нонфикшн.
10. Книга одного из ваших любимых писателей, которую вы до сих пор не прочли.
11. Книга, которую вы уже читали (перечитать).
12. Книга из
списка «100 книг, которые должен прочесть каждый» по версии BookMix.ru.
13. Книга, в основе которой реальные события.
14. Книга, которую вы давно хотели прочесть, но не доходили руки.
15. Поэтический сборник.
16. Книга, написанная более 100 лет назад.
17. Не менее трех книг из серии.
18. Книга, в названии которой есть слово, обозначающее цвет.
19. Книга из числа
рекомендованных автоматической системой BookMix.ru
20. Книга, за которою автор получил какую-нибудь литературную премию (желательно известную и престижную).
21. Любая книга по вашему выбору.

К этому времени я уже прочитала книгу, в которой более 500 страниц - "Дом, в котором..." Мариам Петросян.

Это история Дома, школы-интерната для детей-инвалидов. Герои - трудные старшие подростки, которым не повезло и с телом, и с семьей, которая отправила их в это странное место. Тонко переплетённые прошлое и настоящее, взгляды разных людей на мир кружат голову. И если в первой половине "Дома..." завидуешь этим свободным людям из "четвёртой", то потом начинаешь лучше понимать, что этой свободы не существует, что за это надо платить, а в конце можно окончательно запутаться! Хотя эти подростки и пьют, и курят, они способны, например, не задумываясь убрать за своим слабоумным приятелем, в то время как для многих из нас это трудно. Автор показывает мир поочерёдно глазами каждого персонажа, и версии каждого из них различны. И читателю остаётся только найти во всём пёстром и одновременно сером многообразии толкований то, что он сам примет за правду.

В двух словах описать сюжет книги "Дом, в котором" невозможно. Переплетение множества сюжетных линий прошлого и настоящего скорее напоминает мемуары подростков, чем одну историю. Но эти мемуары начинаются с Курильщика, его выгоняет первая группа, где обитают ботаники. Вместе парнем мы узнаём о других группах, их жильцах, пытаемся понять мир, от которого "Фазаны" первой прятались за чистенькими простынями. И чувство свободы и эйфории сменяется постепенным накалом страстей. Мы его видим в мыслях Сфинска, в поступках Лэри, в идеях Рыжего. Автор постепенно вводит большое количество персонажей. Но все они очень разные и живые. Каждая фраза и каждый поступок позволяет лучше понять человека и его историю.


Да, у каждого есть кличка, при этом редкий человек знает настоящее имя друга. У Русалки длинные роскошные волосы, Слепой является слепым, а Курильщика связывает с кличкой только привязанность к сигаретам (единственный герой, чьё имя читатель знает).

Это книга поглотила меня. Я стала видеть Табаки, Курильщика и Русалку в своих знакомых. А когда я прочитала последнюю страницу, поняла, что Дом не отпускает так просто не только своих постояльцев, но и тех, кто коснулся
его через страницы этой книги.

Мне так хочется рассказать о всех эмоциях, которые захлестнули меня во время прочтения "Дома", которые оглушили меня в эпилоге, но боюсь, я не смогу их описать и объяснить толково. Ведь как я могу объяснить, что нашла часть себя в Курильщике, почему мне было страшно, почему в конце книги я прочувствовала конец существования мира этих странных людей, как своего, почему я ничего не могу делать, кроме как ходить и думать о всех неразгаданных загадках?

Думаю, мне следуют перечитать "Дом, в котором..." через года 3, может ещё позже. Тогда я лучше пойму персонажей, их мечты, возможно, открою для себя новые грани мира Мариам Петросян. Да, книга требует внимательного чтения, чтобы постепенно погрузится в странный мир, где реальность плотно переплетается с вымыслом. И история длинная, трудная и тяжёлая. Но потраченные время и силы стоят того!

 
"Ты мне казался чудовищем, сожравшим всех моих друзей. Что я тебе зачем-то нужен. Что мне никогда не стать свободным, пока я не уйду от тебя, хотя я лгал Курильщику, что свобода в человеке, где бы он ни находился. Я боялся, что ты изменил меня, сделал своей игрушкой, я хотел показать себе, что могу прожить без тебя. Я ставил тебе в вину и Лося, и Волка, и  всех остальных, хотя Лося убили случайно, а Волка убил Македонский. Но легче было думать, что это твоя вина, чем что во всем виноват сам Волк. Что он не был ни настолько добр, ни настолько умён, как мне казалось. Что не был безупречен. Что Лось не был безупречен. Легче во всем обвинить тебя, чем признать это..." - Сфинкс о Доме.
 

 

3 комментария:

  1. Безумно интересный отзыв.Мне захотелось обязательно прочесть данное произведение,я прямо заинтригована.

    ОтветитьУдалить